Как бы это так емко охарактеризовать снижение порога беспошлинного ввоза посылок… Пожалуй, "выстрел себе в ногу" подойдет лучше всего.

Краткая справка для тех, кто не умеет в Amazon и никогда не брал наушники на Алиэкспресс: до позапрошлого года порог бесплатного ввоза купленных за рубежом товаров был стабильным и составлял €1000 в месяц. Работало это так: если в течение месяца вы заказывали добра на сумму не более €1000 (и по весу не более 31 кг), то платить ничего не надо было. В прошлом году систему переиграли: порог резко снизили вдвое, до €500. Купил что-то дороже  – пошлина составляла 30% от суммы превышения (не путать со стоимостью посылки), но не менее 4 евро за 1 кг.

А с 1 января нынешнего года порог беспошлинного ввоза был снижен до €200 – но не в месяц, а за одну посылку. Лимит по весу не изменился – 31 кг, но рассчитываться он также будет не за месяц, а с каждой посылки. За превышение суммы придется заплатить 15% от суммы превышения товара, не менее 2 евро за 1 кг.

Теперь о том, сколько это на самом деле будет стоить потребителям, бюджету и чем это всё может обернуться.

Например: вы заказываете товар на 850 евро. В 2019 году превышение лимита составило бы 350 евро сверх 500 дозволенных.  Вы заплатили бы пошлину 30% от этой суммы – 105 евро, то есть почти 8000 рублей переплаты. А в 2020 году превышение составит уже 650 евро, хотя заплатите вы только 15% от суммы превышения – 97,5 евро, то есть почти 6900 рублей переплаты.

Круто оптимизировали, да? Но гораздо круче то, что будет происходит в масштабах экономики. В ВШЭ подсчитали так: снижение порога беспошлинного ввоза посылок из-за рубежа обернется потерей 81 млрд руб. за 2020–2023 гг. При этом доходы от снижения составят всего14 млрд руб.

И это только начало. Минфин внес предложение дополнительно снизить лимит беспошлинного ввоза до 100 евро с 1 июля 2020 года; с 1 января 2021 года — до 50 евро и с 1 января 2022 года — до 20 евро. В расчетах вышки это, кстати, не учтено, потому что апдейты совсем свежие.

В реальности, мало кто покупает дорогие штуки за рубежом. В основном идет поток барахла с Алиэкспресс. По данным ФНС, в 2018 г. в РФ поступило 340 млн отправлений, только 1,5% стоили от 500 евро и выше. Чего бы не снизить порог? А то платят всего 1,5% потребителей, негоже.

Но прогнозисты объясняют, что заработать все равно не выйдет: во-первых, из-за снижения порога к 2022 г. посылок станет 325 млн, во-вторых, надо учесть потери почтовых операторов (более 33 млрд руб). Плюс расходы на новых таможенников, на расширение складов и хранение посылок, досмотр, проверку всего этого добра. Неминуемо подорожает доставка. Всё это произошло в Белоруссии и на Украине, когда там снизили пороги.

Но у ФНС другой видение и другие цифры. Затрат на дополнительное администрирование по их словам не будет, а бюджет получит около 300 млрд руб. только за 2020–2022 гг. Вышка считает прогноз завышенным в 5 раз, а расхождение в оценках произошло, по-видимому, из-за того, что таможня рассчитывает на сильный рост рынка.

Подается все это под соусом защиты отечественного производителя. Но какой в этом смысл, когда вся страна затаривается на "алике", потому что дешевле нигде нет? Кого защищают-то? Наши граждане, быть может и рады покупать товары в российских магазинах, но, увидев ценник, предпочитают подождать месяцок-другой свою посылку из Китая, чем покупать то же самое у своих… в 10 раз дороже. Вот и всё.

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены