А ведь университеты всегда были вместилищем вольнодумства, часто прямо конвертируемого в оппозиционность или даже революционность. Так было со студенческими кружками во времена Российской империи. Так же было и в позднем СССР, где в среде студентов и аспирантов вызревали антисоветские настроения.

Я вспоминаю наш Университет - РГСУ - и ту атмосферу, которая там царила, в особенности - на юрфаке, где источником распространения политических ересей были сами преподаватели. Надо сказать, что многие из них были довольно известными людьми. Виктор Осипович Лучин, бывший судья Конституционного суда, известный своими непримиримыми особыми мнениями в ходе всей своей судейской карьеры. Юрий Ильич Скуратов, бывший Генеральный прокурор, прославившийся сексуальным скандалом, за занавесом которого скрывалась его борьба с ельцинской "семьей". Некоторые бывшие депутаты Верховного Совета России и Государственной Думы, известные своей оппозиционной позицией.

Все они роняли в наши души семена сомнения в правильности установленного конституционного строя, а вместе с ним и всей политической системы России. На лекциях, семинарах и научных конференциях они по косточкам разбирали пороки российской Конституции и всего комплекса конституционно-правового законодательства, как бы невзначай, а иногда и демонстративно подталкивая нас к революционной по сути идее переустройства, переучреждения России, которые со всей неизбежности повлекут за собой необходимость принятия новой Конституции и всего свода законов.

А ведь та Конституция и тот конституционный строй были не так уж плохи, если смотреть из точки сегодняшнего дня, сравнивая их с теми конституционными новациями, которые были нам предложены в последнее время. Да, в той Конституции были пороки, которые во многом и предопределили дальнейшее развитие событий. Прежде всего, это гипертрофированная фигура Президента, под которого был заточен весь остальной государственно-правовой механизм. Писалась эта Конституция под Ельцина и, как рассказывали в личных разговорах некоторые из ее авторов, правилась им лично - ручкой. Вот и написали суперпрезидентскую Конституцию, которая оказалась так удобна уже позднее - при Путине. И все же, как я писал раньше, в ней был заложен некий основной буржуазно-демократический фундамент. В хотя бы задекларированных принципах разделения властей, демократии, парламентаризма, приоритета прав человека, примата международных норм права над внутригосударственными et cetera. А в новой Конституции всего этого уже, похоже, не будет. Зато будет дикий советско-клерикальный микс, культ Победы, Бог, духи предков и тому подобное.

И вот, что мне действительно интересно. А как на это реагируют университеты? Что об этом думают и говорят преподаватели, все эти скрытые, притихшие на время фрондеры? И что об этом думают и говорят сами студенты. Уверен, что ничего хорошего.

Даниил Константинов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены