Много лет назад, выпуская в свет первые восемь томов "Истории государства Российского" Николай Михайлович Карамзин посвятил ее Александру I и написал знаменитую фразу "История принадлежит царю". Для того времени это был довольно типичный взгляд — кто же еще вершит историю, если не цари, политики, военачальники? О них то и надо писать. Повествование в карамзинской истории разделено по государям, и даже если какой-то ничтожный правитель становился великим князем на два года, то события, происходившие в это время, с точки зрения автора, заслуживали отдельной главы.

Но молодое поколение, особенно будущие декабристы, было возмущено таким подходом к – Карамзин ведь был убежден, что самодержавие – самый естественный для России строй. Молодой Никита Муравьев стал писать возражения на Карамзинскую историю и сформулировал: "История принадлежит народу".

Это тоже, было характерно для первой половины XIX века, когда историки романтической школы "открыли" народные массы и их роль в истории, на которые раньше никому не приходило в голову обращать внимание.

Народные массы с каждым десятилетием представлялись все более важным элементом исторического процесса, а уж когда наступила советская эпоха, то многие ученые, и особенно начальники от науки, всеми силами стремились вообще свести всю историю к "борьбе народных масс" и тому подобных увлекательным вопросам.

И вот уже история из увлекательного или поучительного рассказа превратилась в схему производительных сил и производственных отношений, в передвижения танковых колонн, в выявление железных закономерностей, неумолимо приводивших Россию к революции.

Но в то же время самые разные исследователи в разных странах в течение ХХ века стали смотреть на историю по-другому — начали изучать "историю людей" — женщин и детей, подростков и стариков, тех, кто, может быть, не совершил в своей жизни никаких выдающихся героических дел, но несмотря на это тоже оказывался достоин внимательного изучения. История начала все больше заниматься людьми — тем, как они жили, во что верили, во что одевались, чего боялись, кого любили и ненавидели.

Я не хочу сказать, что это единственно правильный подход к истории. Мне интересно и то, что делали великие люди, и выявление закономерностей — но узнавать, как жили люди в прошлом — это совершенно особое удовольствие, которое, к тому же, помогает увидеть давно знакомые события и времена с новой точки зрения.

Вот такой историей уже 20 лет занимается "Мемориал", который все эти годы проводит исторический конкурс "Человек в истории. Россия — ХХ век". Школьники, участвующие в этом конкурсе, изучают историю своей семьи ( и подчас узнают совершенно неожиданные вещи про бабушек и дедушек), своего города, знакомых и близких. История перестает быть для них просто перечислением пятилеток или сражений, она становится историей людей.

За прошедшие десятилетия около 50 тысяч школьников участвовали в конкурсе "Мемориала", и даже в последние годы, когда организаторы этого прекрасного дела подвергаются глумлению и гонениям, когда на "Мемориал" вешают ярлык иностранного агента, а приходящую на вручение премий Людмилу Улицкую обливают зеленкой — конкурс все равно продолжается. Примерно половина работ, написанных за эти годы, была посвящена Второй мировой войне, вернее, людям, участвовавшим в этой войне.

И теперь, когда власти последовательно и агрессивно отнимают у нас память о войне, убивая ее официальными речами и превознесением Сталина, — "Мемориал" придумал свой способ отметить приближающуюся годовщину победы. С 23 апреля по 10 мая любой подросток, может принять участие в чтении и обсуждении отрывков из лучших работ, написанных для конкурса "Мемориала" о войне. Узнать о судьбах людей, живших, надеявшихся, любивших, погибавших во время войны. Может быть, начать изучать историю собственной семьи. Для этого требуется всего лишь написать по адресу https://clck.ru/N6VAi .

А еще помнить, что история принадлежит людям, то есть нам с вами.

Тамара Эйдельман

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены