Несколько дней назад Россия вдруг решила приостановить регулярные полёты в Турцию до 1 июня. Официальная причина — неблагоприятная эпидемиологическая обстановка.

Из-за этого у многих сорвались поездки на майские праздники. По данным Ростуризма, на период запрета было продано путёвок для более чем 530 тысяч туристов на общую сумму более 32 млрд рублей.

СМИ запестрели заголовками: "Как вернуть деньги" и т. д. Практически все источники сошлись во мнении, что туристы смогут вернуть лишь часть денег за путёвку. Но это неправда. Если точнее, это информационная манипуляция. Разбираемся по порядку.

1. Рейсы на самом деле не закрыли
Да, это действительно так. Было сделано официальное заявление со стороны Оперштаба и его представителя Татьяны Голиковой о том, что авиасообщение приостанавливается.

Однако это заявление на момент публикации статьи не облачено в форму нормативно-правового акта органа государственной власти. А сам по себе Оперштаб органом власти не является.

Со стороны Ростуризма, Роспотребнадзора, Минздрава или Правительства официальных документов пока нет. А должны быть. Запомните этот факт, он нам пригодится дальше.

Более того, рейсы не будут закрыты полностью — как сообщил сам Ростуризм, останется два рейса в неделю по маршруту Москва — Стамбул и обратно. Так что желающие могут вообще не переносить поездку.

2. Как советуют вернуть деньги СМИ и Ростуризм
Все СМИ как один цитировали сообщение вице-президента Ассоциации туроператоров России Дмитрия Горина. Этот господин заявил, что возвращать туристам полную сумму никто не будет. Выбирайте, мол, другие даты, либо можете претендовать на неполный возврат.

Само собой, другого заявления вице-президент Ассоциации туроператоров сделать и не мог, на кону же 32 млрд рублей.

Отчасти это правда. Согласно ст. 10 ФЗ "Об основах туристской деятельности", покупатель тура может требовать расторгнуть договор, если возникли независящие от него причины (например, заболел или получил травму, не получил въездные документы и т. д.).

В этом случае туроператор обязан вернуть уплаченные деньги, однако может возвращать их не полностью. Как гласит ч. 3 ст. 781 ГК РФ, покупатель тура (заказчик) обязан компенсировать туроператору (исполнителю) фактически произведённые расходы, если таковые уже были. Такую же точку зрения у себя на сайте опубликовал и Ростуризм.

3. Как должен работать возврат денег за тур на самом деле
Однако и СМИ, и Ростуризм скромно умолчали о статье 14 того же ФЗ "Об основах туристской деятельности", а именно о безопасности поездки.

Абзац 5 этой статьи гласит: в случае, если в стране прибытия появилась угроза жизни и здоровью граждан, то покупатель тура может требовать расторжения договора. Правда, только в судебном порядке.

Если поездка ещё не началась, то в этом случае возврату подлежит полная сумма. Ровно столько, сколько туроператор получил от клиента, столько и должен вернуть, без вычета всяких фактических затрат (абзац 7 ст. 14).

Однако есть важный нюанс. Опасность поездки должна подтверждаться документально — соответствующими документами органов власти, либо как минимум письменными рекомендациями. Об этом говорит абзац 6 статьи 14.

Но мы же с вами запомнили, что органы власти пока никаких документов органы власти не выпустили, кроме заявления Голиковой о приостановлении полётов по эпидемиологическим соображениям.

Есть подозрения, что именно по этой причине и не выпустили — как только гос. органы издадут такой документ, все 500 тысяч покупателей туров смогут претендовать на полный возврат денег. Чего ни государство, ни туроператоры совсем не хотят.

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены