Синод Константинопольского патриархата восстановил в сане протоиерея Алексия Уминского, который будет служить в одном из константинопольских приходов в Европе. Это произошло спустя полтора месяца после лишения его сана Московским патриархатом.

Ранее в священном сане был восстановлен и московский иерей Иоанн Коваль, состоящий теперь в штате константинопольской Писидийской митрополии на территории Турции и служащий в приходе в курортном городе Анталья. Напомним, что он заменил слово "победа" на "мир" в патриаршей молитве о Святой Руси, вставленной в 2022 году в литургию. А запрещенный в служении и переведенный за штат бывший секретарь Испано-Португальской епархии экзархата Западной Европы Русской православной церкви протоиерей Андрей Кордочкин с декабря служит в клире константинопольской архиепископии Бельгии и экзархата Нидерландов и Люксембурга. "Московского" запрещения Константинополь не признал.

Таким образом продолжилась практика перехода опальных московских клириков в Константинополь, где восстановление в сане в политически окрашенных случаях происходит почти автоматически. Но при этом у Константинопольского патриархата есть сложный опыт отношений с русской эмиграцией. Достаточно вспомнить 1945 год, когда константинопольский экзарх Западной Европы митрополит Евлогий (Георгиевский), поверив в то, что в СССР восстановлена религиозная свобода, решил вернуться в Московскую патриархию без разрешения Константинополя. Вплоть до своей кончины в 1946 году он находился в крайне необычном статусе, будучи одновременно экзархом двух патриархатов (что явно не вызывало энтузиазма в Константинополе).

В последующие десятилетия отношения Константинополя с русскими православными из Западной Европы, находившимися в его юрисдикции, были на разных этапах весьма непростыми – вплоть до ликвидации Константинополем экзархата в 2018 году и последующего перехода большинства его приходов (и Свято-Сергиевского богословского института) в юрисдикцию Москвы в качестве архиепископии с особым статусом.

Теперь Вселенский патриархат исходит из того, что принятие бывших клириков Московского патриархата (а, видимо, этот процесс будет продолжаться) должно происходить в условиях, когда внутрицерковные управленческие процессы находятся под полным контролем Константинополя. Западноевропейские русские приходы, не перешедшие в Москву, объединены в викариатство святой Марии Парижской и святого Алексия Праведного. Оно названо в честь погибшей в нацистском концлагере монахини Марии (Скобцовой), известной как мать Мария, и служившего в экзархате священника Алексия Медведкова – они канонизированы Константинополем, но в московские святцы их имена не внесены. Однако это викариатство входит в состав Галльской митрополии, так что не имеет того уровня самостоятельности, которым обладал экзархат. Своего епископа в викариатстве нет – им управляет протоиерей Алексий Струве.

В прошлом году константинопольский экзархат создан в Литве – в него вошли литовские священники, лишенные сана Москвой и восстановленные Константинополем. Но возглавил экзархат не литовский священнослужитель, а иеромонах Иустин (Кивилоо) из Эстонской апостольской церкви (ЭАПЦ) Константинопольского патриархата, который изначально является константинопольским клириком. Это может связано как с возможной архиерейской хиротонией экзарха (восстановленные в сане священники относятся к белому духовенству), так с желанием Константинополя избежать любых неожиданностей.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены