В пятницу 12 мая Государственная дума РФ в первом чтении приняла поправки к законопроекту "О высшем и послевузовском образовании". Среди прочего, в нем прописаны новые принципы формирования администрации ВУЗов. Если раньше избрание ректора было внутренним делом научного сообщества, то, по новым правилам, кандидатура претендента должна быть одобрена аттестационной комиссией, состоящей на 50 процентов из представителей местной власти, то есть чиновников, и ровно на столько же из представителей общественности. Также в законопроекте прописан механизм назначения президентов ВУЗов – аналог институции почетных ректоров.

Пробным шаром в попытках изменения устоявшейся практики избрания руководителей университетов, академий, институтов – стал совершенно драконовский вариант законопроекта, рассмотренный Думой еще в декабре 2005 года. В нем было предложено назначать ректоров по представлению Рособразования, а на посты президентов назначать отставных чиновников. Реакция академической общественности была тогда однозначной – резко отрицательной. Проект отозвали, пообещали доработать и в ближайшее время вернуться к рассмотрению вновь.

Усовершенствованный проект нормативно-правового акта действительно выгодно отличался от предыдущего. Бюрократический глагол "назначить" заменили на "выбирать", правда, посредством тайного голосования на общем собрании. К тому же выбрать смогут только одобренного, что можно смело отождествлять с понятием "лояльный".
Кому? Чиновникам и общественности, подобранной из числа сговорчивых и гибких. В новом документе назначение президентов ВУЗов законодатели передали в руки научной среды. Чем не закон?! С большим скепсисом к сути новых поправок отнесся ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, не найдя в них рациональных зерен. А он, кстати, член Общественной палаты.

Между тем, нехитрый фокус с оптимизацией абсурдного и неприемлемого законопроекта на более либеральный, но тоже реакционный наша власть проделывает уже в который раз. В конце 2002 года тогдашнее прокремлевское большинство ("Единство" + ОВР + "Регионы России" + ЛДПР) предлагало увеличить проходной барьер для партий и блоков на выборах в Государственную думу с пяти до двенадцати процентов. Всерьез ту инициативу никто рассматривать не стал, но минимальная планка все-таки была поднята до семи.

Тогда же, сразу после трагедии в Театральном центре на Дубровке, думцы состряпали поправки к закону о СМИ, который делал фактически невозможной работу прессы в чрезвычайных ситуациях. Депутаты одобрили и этот образец крючкотворства, но в последний момент Путин наложил вето. Зато дал наказ журналистскому сообществу выработать корпоративные правила поведения.
Беспрецедентно жесткий закон о НКО, позволяющий при желании ликвидировать любую неудобную правозащитную организацию, был заменен на более мягкий. Однако и он значительно расширил возможность влияния бюрократов на деятельность общественных организаций.
Теперь вот подобный кульбит проделан и в отношении образовательного сообщества. Все в четком соответствии со старым верованием народа. Плохие бояре (депутаты, министры, губернаторы) принимают абсурдные решения, а добрый царь (президент) почти справедливо расставляет все точки над "i". Все свидетельствует о неумолимо приближающемся 2008 годе.

Казалось бы, все путем. Денег в бюджете хватает. Ненависти к Штатам у большинства немногим меньше, чем во времена занавеса. Бизнес поставлен в унизительную позу. Верноподданнические Кремлю губернаторы открыто назначаются. Свободной прессы почти не осталось. Как выразился известный сатирик Виктор Шендерович: "Дерево вертикали власти представляет собой ствол с удаленными ветвями, а наверху сидит двуглавый орел". Если цены на нефть резко не опустятся, что мало вероятно, то третий срок или победа преемника – вопросы почти решенные.

На общем фоне образование представляет собой цитадель относительного вольнодумия. Нет, с формальной точки зрения и здесь все схвачено: многие ректора вступили в "Единую Россию", карьеристские студенты – в "Молодую гвардию". И все же сегодняшние студенты, родившиеся в середине и конце 80-х и успевшие почувствовать вкус либеральных свобод, не готовы принимать все действия властей на ура. И уж точно не сильно рассчитывают в дальнейшей жизни на государство, все больше на себя: на свои мозги и руки.

Да и преподаватели тоже не чиновники. Убедить их в том, что бюрократия от Бога нам дана – задача не из легких. А передать эти знания ученикам - всегда пожалуйста! Неслучайно в братской Украине и Грузии наиболее активной силой тамошних мирных революций стали студенты. Им – молодым, энергичным, размышляющим, трудно внушить, что строительство генеральских дач в течение двух лет и священный долг перед Родиной – понятия тождественные.

Навязываемых обществу противопоставлений выбора: сытость или свобода – поколение до 25-ти лет не приемлет. Им в одинаковой степени важно и первое, и второе. Кремлевские политтехнологи прекрасно это понимают и, соответственно, принимают меры: руководство ВУЗов лишают самостоятельности, а для студентов предусмотрены кнуты и пряники. В первом случае – отмена отсрочек и отчисление за экстремистскую деятельность, во втором – идеологические лагеря на Селигере, упрощенные зачеты и экзамены за демонстрацию лояльности и преданности. Осуществлять должный надзор за юными душами способны лишь проверенные люди. А как же качество образования?

Да кого это волнует. Только вот забывается при этом, что любое действие рождает противодействие, а молодежь не жаждет подчиняться. И когда под нынешними властителями закачаются кресла и запахнет жареным, всевозможные "нашисты" в пекло не полезут. Инстинкты самосохранения порой бывают сильнее твердых убеждений, не говоря уже про те случаи, когда четких взглядов нет и в помине. Напутствия Павловского, Маркова, Леонтьева вряд ли вспомнятся в минуты опасности. Скорее, наоборот, повторится история Франкенштейна.

Ну что же все-таки с образованием? Да ничего. Проблем коррупции, невостребованности специалистов, качества образования, фактическое назначение ректоров не решит. Как не решило проблем неэффективности региональной власти введение нового порядка избрания/назначения губернаторов.

Создается впечатление, что на том самом стволе сидит отнюдь не орел, а дятел. Чем не птица? Только вот тупое долбление клювом по здравому смыслу мешает называть этих господ в Кремле – ЭЛИТОЙ.

Анатолий Билянов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter