Избирать Верховную Раду-2006 по пропорциональной системе (т.е., целиком по партийным спискам) решили еще тогда, когда президентом Украины был Леонид Кучма, а Виктор Ющенко только-только сменил кресло премьер-министра на имидж лидера оппозиции. Определенная логика в отмене избирательных округов присутствовала: братская страна полностью меняла систему власти, превращаясь из президентской в парламентско-президентскую республику. Потом были выборы главы государства и Майдан, потом – предсказуемый раскол в стане победителей и укрепление оппозиции.

Правда, партийная система в европейском понимании этого слова на Украине так и не сложилась. Пошли по другому пути: каждый мало-мальски заметный политик создал свой фан-клуб и обозвал его партией. Участников последних выборов избиратели так и называли по фамилиям их лидеров: партия Ющенко, партия Тимошенко, а также Януковича, Мороза, Литвина, Витренко... Менее известные политики тоже обзавелись своими партиями/фан-клубами, однако им пришлось вступать в блоки или идти на заведомое поражение. Был ли шанс сформировать на базе фан-клубов Парламент с большой буквы? По крайней мере, украинцы очень старались.

Какая система парламентских выборов наиболее демократична? Это тема семинара для студентов-политологов. В теории (без приложения к конкретным странам) считается, что именно пропорциональная, но с минимальным барьером для прохождения в парламент. Самые низкие барьеры в Дании и Израиле: там депутатские места получают партии, собравшие хотя бы 1% голосов избирателей. На такой радикализм Украина не решилась, однако барьер был снижен до весьма либеральных 3%. За два месяца до выборов политологи еще предсказывали прохождение в Раду семи или восьми партий. Однако победителей оказалось всего пять: сформировались огромная фракция Партии регионов Януковича, большая фракция Блока Тимошенко, средняя – пропрезидентской "Нашей Украины" и две маленьких: социалистов и коммунистов. На этом торжество демократии кончилось – началось торжество политтехнологий.

Новые украинские законы требуют формирования в Раде четкого и формализованного большинства. Отсутствие независимых депутатов предельно сузило пространство для маневров. Теоретически существовало всего четыре варианта коалиции.

Первая возможная коалиция – "оранжевая". Для ее создания "Нашей Украине" и БЮТ приходилось по старой славянской традиции искать третьего – иначе голосов не хватало. Третьим мог стать только социалист Мороз, смотревшийся в этой компании весьма сомнительно.

Вторая коалиция – "консервативная". Победителю парламентской гонки Януковичу нетрудно было склонить на свою сторону коммунистов, однако и вместе им голосов тоже не хватало – необходим был все тот же Мороз. А социалисты с коммунистами на Украине уживаются ой как плохо, да и в дни Майдана Мороз с Януковичем были по разные стороны баррикад.

Третья – "большая" коалиция. При объединении "Нашей Украины" и "Партии регионов" им никто уже больше не был бы нужен.

Возможность создания четвертой коалиции – Януковича и Тимошенко – была сразу же категорически отметена самой Юлией Владимировной. Она выглядела бы, и впрямь, противоестественно. Однако все прочие варианты, с этой точки зрения, представляются немногим лучше. В какой бы конфигурации не объединились непримиримые противники, правительство жило бы под дамокловым мечом распада коалиции по малейшему поводу. И экономической привлекательности стране это бы не добавило. Пропорциональная система выборов завела Украину в тупик.

Оставался, конечно, еще вариант роспуска Рады президентом в связи с неспособностью сформировать в установленный срок коалицию. Однако новые выборы были бы исключительно невыгодны уже Виктору Ющенко. Результат на мартовских выборах украинская "партия власти" показала и без того весьма скромный, но даже повторить его сейчас уже совсем не представляется возможным. Затянувшийся политический кризис многие "оранжевые" избиратели восприняли как личную слабость президента – теперь для них привлекательнее Юлия Тимошенко или более мелкие партии/фан-клубы политиков демократической ориентации.

Все долгие месяцы поисков хоть какого-то компромисса выбор, казалось, делался исключительно между "оранжевой" и "большой" коалициями. Это вполне объяснимо: на Украине еще нет нормальных партий, но уже есть некая политическая культура. Там принято договариваться, поэтому создавать правительство, оппозиционное президенту, никто не хотел. Даже Янукович. Что только он не предпринял, чтобы добиться "большой" коалиции: и Тимошенко дискредитировал, и президента хвалил, и силу свою демонстрировал в юго-восточных областях. А когда "оранжевая" коалиция уже почти стала явью – заблокировал парламентскую трибуну. Вариант "Б", вероятно, был давно проработан. Оставалось добиться малого: раздельного голосования по кандидатурам спикера и премьера. Такого удара оранжевая коалиция не выдержала...

Чего ожидать в ближайшие дни? Создания "консервативной" коалиции и попыток найти компромисс со слабеющим президентом. Компромисс этот может зайти далеко: вплоть до назначения премьером Еханурова. Еще следует ожидать перехода Тимошенко в жесткую, уличную оппозицию. Именно она бьется с Януковичем за власть: ни тот, ни другая уже не видят Ющенко своим конкурентом, хотя и вынуждены считаться с ним, пока не истек президентский срок.

А что же украинские избиратели? Многие из них в ярости: прямая и непреклонная воля Майдана уступила место подковерным интригам, а то и просто откровенной торговле полученными мандатами (как в случае с социалистами Мороза). Но ходить на выборы украинцы не перестанут: просто потому что им есть, из кого выбирать. А лидерам фракций еще долго придется оправдываться за нынешний "сезон большого торга". И, возможно, они даже вернутся к прежней системе выборов с избирательными округами.

Георгий Чижов, заместитель генерального директора Института региональных проблем

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter