Месяц с небольшим назад, с интервалом буквально в два дня, произошли два события. Оба они случились, как на заказ – в южных окраинах Москвы – в Бутове и в Бирюлеве.

"Бирюлевские"

История, приключившаяся в Бирюлеве, такова. Местные жители сделали замечание двум гражданам, коих принято сейчас относить к "кавказкой национальности" (если точнее – азербайджанцам), наехавшим своим авто на газон. В ходе разговора один из кавказцев достал нож, случилась драка. На помощь визитерам подтянулись земляки, а затем и участковый – тоже азербайджанец. Затем, уже в милиции, посулами и угрозами местным предложили "решить вопрос по-хорошему", "замылить" конфликт. История возмутила весь квартал: "как же так, из нас еще виноватых сделать хотят!".

Пару дней спустя Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) организовало сход граждан в поддержку потерпевших. Собралось человек 200, явились и сами "герои дня". Прямо скажем: ребята, конфликтовавшие с азербайджанцами, отнюдь не выглядели учениками музыкальной школы по классу скрипки. Пацаны с рабочих окраин. Спортивные костюмы, кроссовки. Смею предположить также, что диалог, состоявшийся между ними был далек от озвученной версии ("мы вежливо попросили не ломать бампером кусты"). Та беседа, скорее всего, проходила в духе известного советского анекдота про экзамен в МГИМО ("Все студенты составили дипломатическую ноту на "отлично", но есть типовые ошибки – слово "черно*опые" пишется слитно, а "не е*ет" - раздельно).

Ну и что ж? И что делать, когда значительный процент наших граждан именно таковы? Отказывать им в защите? Попросить их предъявить диплом о высшем образовании?

Как ни странно, немалое число высказавшихся об этой истории, считает почти что так. "Быдло", "гопники", "приезжие-то трудятся, каждую копейку считают, за это их лентяи и не любят", "сами спровоцировали" – подобные сентенции озвучило огромное число наших сограждан. Что это? Частный случай коллективного помешательства? Но через два дня случился следующий инцидент...

"Бутовские"

История с выселением семьи из частного дома в Южном Бутове, думаю, известна всем, подробности опущу. Однако и в этом случае нашелся хор людей, которые с какой-то детской жестокостью стали подхихикивать над чужой бедой. Нашлись и "легалисты", юристы-самоучки (на дипломы бы ваши посмотреть, "юристы"...), презрительно, сквозь губу цедившие что-то вроде "частная собственность не может служить препятствием осуществлению публичных интересов".

Нашлись и доморощенные политтехнологи, объяснившие все кознями лужковских врагов и с высоты своего конспирологического знания гордо объявившие о невозможности участия в "политических играх": "Нас-то мол, не проведешь. Нас-то не используешь. Мы-то ведь знаем". А факт участия в защите жителей активистов КПРФ, НБП и АКМ был истолкован исключительно как "попиариться хотят!".

Надо отметить, что вся эта резвящаяся на чужих бедах публика была не так уж малочисленна. Ее можно условно разделить на две части. Первые – это те, кто явно причислял себя к среднему классу (некоторые, кому это определение не мило – характеризовали себя как людей "самостоятельных", "умеющих решать проблемы"). Вторые – относили себя к интеллигенции, впрочем, неявно, стеснительно. Приглядимся к этой публике повнимательнее.

  • "Среднеклассные"

    У нас со средним классом творится какая-то беда. Человек, причисляющий себя к среднему классу в современной России, очень скоро начинает придерживаться свода отвратительных жлобских правил. "Не мое дело", "если ты такой умный – где твои деньги?", "сами виноваты, раньше надо было думать" – вот нехитрый набор тусклой житейской мудрости. Более того, для части "среднеклассников" он становится основным признаком принадлежности к "своим".

  • "Интеллигенты"

    О тех, кто причисляет себя к этому сословию, надо бы сказать особо. Автору всегда казалось, что слово "интеллигент", примененное к своей персоне, кое к чему обязывает. Например, к сочувствию, к пониманию чужой беды. К чувству такта, в конце концов. Как бы не так! "Слобода!", "Стяжатели!", "из таких Гитлер штурмовиков набирал", - звучало в адрес "бутовских" и "бирюлевских" от многих, без сомнения начитанных и неглупых людей. Что это? Страх "студента-очкарика" перед грузным работягой в надвинутой на лоб кепке? Оказывается, нет. Некоторые даже подвели под свои взгляды идеологическую базу. Мол, "бирюлевские" и "бутовские" – чернь, будущие охотнорядцы-погромщики. Классовые враги.

Хочется спросить и "не-окраинных, центровых" "интеллигентов" и "среднеклассников": "А кто для вас "бутовские и бирюлевские"? Социально-чуждые? Охотнорядцы-погромщики? Лузеры-совки-жлобы? Нет, ребята, это наши люди. Других у меня для вас нету. И пока не предвидится. Потому как для того, чтобы из пацанов в спортивных штанах и теток с перманентом выросли сильные и свободные русские граждане – нужно время. И еще нужны уроки. В первую очередь – уроки солидарности. Они просты: если тебя бьют – выходят на подмогу соседи.

Но пока наша публика преподает нам уроки изощренного, утонченного жлобства, оттачивая свое ехидство на своих же согражданах. Хочется спросить: граждане, вы что, все поголовно работаете в топ-менеджменте "Дон-строя" или "Интеко", гигантов московской стройиндустрии? Ваша фамилия "Батурин(а)"? "Люди из Бутова" лично вам нанесли какую-то обиду? Какой вам-то интерес вступать адвокатами власти?

Ах, вы не за власть, вы за "законность"... Прогрессивнейшие вы люди! Ну почему же тогда в вашем представлении закон писан только для сильных мира сего? Или вы, обладатели недорогой, хотя и новенькой иномарки, купленной в кредит, имеющие возможность провести недельку-другую в Египте, уже хотите записаться в "сильные"? Вот только, боюсь, не возьмут вас в "сильные" – кому вы там нужны...

А вы, "центровые-интеллигенщина", Вам нравится сословное общество, мечтаете о жандарме и монархе? Считаете "окраинных" чернью, вы, вспомнившие прадеда-дворянина, бабку из Польши (вот где интеллигенция-то, Европа!), дядю – замминистра?

Интересно посмотреть на эту публику "в минуты роковые". У автора была такая возможность – он наблюдал и "центровых интеллигентов" и "средний класс" в октябре 2002-го, возле "Норд-оста", когда они, заламывая руки, стояли возле милицейского оцепления. Замечу, что в оцеплении стояли как раз те самые "бутовские" и "бирюлевские". А то и, "люберецкие", возможно (страшно сказать!). А вдали, за оцеплением был виден театральный центр, где сидели родственники несчастных... И куда только делся лоск? Куда делась спесь, пресловутые "умения" – "умение жить", "умение не быть лохом", "умение решать проблемы", способность складывать губы в презрительной улыбке и прочие ценнейшие навыки? И куда только делось презрение к "бутовским"-"бирюлевским"? А что осталось? "Ну, я же это... но как же так... ну, у меня же..." Ничего не осталось. Нытье и беспомощность. Страшноватый пример? Да, согласен. Скажите мне еще, что "ну, с нами-то этого не случится..."

Попробую подвести итог. Жлобы – не те, кто слушает "Шансон" в такси и вешает ковер на стену хрущевки. Жлобы – те, кто их обвиняет в этом. "Среди простых людей дерьма хватает", – написал когда-то Эдуард Лимонов, призывая не идеализировать народные массы. Не будем их идеализировать и мы. Но такого высокомерного жлобства, сочетающегося с изощренной подлостью, которую встретишь среди нашей образованщины, "среднего класса", "центровых", "решающих проблемы" среди них все же нет.

Господа "средние" и "интеллигенты", боитесь "бирюлевских" и "бутовских"? Бойтесь. Собственно, выбор у вас небольшой – либо научитесь быть солидарными с собственным народом, либо рискуете получить от него по шее. За что? За очечки-скрипочки, книжки, "пробирки-х*ирки" (цитата из модного Сорокина) и счет в банке? Нет, друзья. Не за это. За жлобство, равнодушие и презрение к собственным согражданам. И поделом получите, добавлю.

Петр Милосердов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter