Рядовой Виталий Клещев, сбежавший из воинской части Тоцкое-4 пожаловался правозащитникам на издевательства. Председатель челябинского Комитета солдатских матерей Людмила Зинченко 10 августа передала юристам Межрегиональной Ассоциации правозащитных организаций "АГОРА" заявление рядового Клещева. Именно в воинской части Тоцкое-4 служил казанец Радик Хабиров, вернувшийся из армии в состоянии комы и крайнего истощения.

В заявлении на имя Главного военного прокурора самовольно покинувший часть 2 июня этого года рядовой Виталий Клещев пишет, как в части вымогают деньги, угрожают и избивают. Виталий обратился к капитану-психологу части, объяснил ситуацию, попросил, чтобы его перевели в другую часть, иначе он убежит.

"Тогда капитан усмехнулась и сказала, что ей без разницы, – пишет Виталий. – Я решил сбежать, терпеть насилие, побои, вымогательства я не собирался… Я оказался в опасной для жизни ситуации. Никто не гарантировал мне безопасности. У меня не было выхода, и оставалось только расстаться с жизнью… Обращаться по месту службы бесполезно, корпоративная солидарность сильнее закона, и защита солдатской жизни в ней не предусмотрена".

Отец находящегося полгода в коме Радика Хабирова Саитгарай Мингараевич передал правовому аналитику Ассоциации "АГОРА" Рамилю Ахметгалиеву для изучения некоторые письма сына, которые младший сержант присылал из армии. В последнем письме из саратовской "учебки" 4 ноября 2005 года Радик писал родным о том, что даже те, кто отслужил в Тоцке полтора года попадают "в полный беспредел". "Пол батареи или больше подписывают контракт, т.к. боятся попасть в Тоцк, это плохая часть, короче самая ж…, наверно, я точно туда попаду, т.к. не подписывал контракт на 3 года, как-нибудь отслужу. Говорят, по приезде в Тоцк потом с части убегает большое количество людей домой, там ты бугай, не бугай – растопчут. Вот такие хоть плохие новости, но поучительные", - говорится в письме.

"Ребята из Тоцка бегут, причем бегут из-за того, что вымогают деньги, избивают, издеваются, угрожают, – рассказала юристам АГОРА председатель Ассоциации солдатских матерей Челябинской области Людмила Зинченко. – Ужас, что творится. Военные не признают пострадавших потерпевшими. Если солдат пострадал, то пишут, что увечье получил не при исполнении".

Как сообщал Каспаров.Ru, Радик Хабиров был призван на военную службу в июне 2005 года. Пройдя "учебку" в Саратове, в звании младшего сержанта был направлен служить на Тоцкий военный гарнизон. По словам его родственников, последнее письмо от Радика пришло в Казань в конце ноября прошлого года. Он писал, что закончил "учебку" в Саратове, получил звание младшего сержанта и 20 ноября приехал в Тоцк - к месту дальнейшего прохождения службы.

Однако в руководстве воинской части ему вскоре сообщили, что сын 27 ноября самовольно ушел из части и вернулся почти через месяц, 20 декабря, сильно истощенным и изможденным. Со слов отца, Радик был помещен в психиатрическое отделение госпиталя части с диагнозом "расстройство адаптации у акцентуированной личности". Затем медики обнаружили у него "двустороннюю пневмонию" и "синегнойную инфекцию", а в ночь на 22 января он едва не покончил с собой, попытавшись повеситься на скрученных больничных простынях.

По словам Саидгарая Хабирова, о том, что произошло с его сыном, его оповестили только 28 февраля. К этому моменту его сын уже успел побывать в госпиталях Тоцка, Самары и Казани. Все это время он не выходил из комы и стал весить 28 кг против 78 кг на момент призыва. Ни военные медики, ни командиры войсковой части N 96504 не объяснили отцу солдата, что случилось с его сыном.

Военная прокуратура возбудила уголовное дело по факту попытки самоубийства солдата лишь 21 июля.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter