Делегация молодых российских политиков посетила Мюнхен и Брюссель по программе, организованной фондом Ханса Зайделя. О визите рассказывает руководитель регионального отделения ОГФ Иван Тютрин.

Мы прибыли в Мюнхен 15 октября. Для столицы Баварии это была вторая из трех делегаций из России за месяц (до нас приезжал Путин, а в конце октября ожидали мэра Москвы Лужкова). За три дня пребывания в Мюнхене нам предстояло встретиться с рядом ведущих политиков, включая вице-президента Баварского ландтага Барбару Штамм и министра Баварии по европейским делам и региональным отношениям Эберхарда Зиннера. Большая часть этих политиков – представители Христианского социального союза (ХСС), главной партии Баварии в последние 60 лет. Мюнхенцы подробно рассказали нам о различных аспектах своей политической системы, не проявив при этом особой заинтересованности делами российскими.

На встрече с лидерами молодежного крыла ХСС обсуждались особенности развития молодежных организаций в наших странах. В ходе беседы выяснилось, что разница в политическом развитии России и Германии настолько велика, что разговор об «обмене опытом молодежного партстроительства» просто не имеет никакого смысла. Немецким коллегам сложно было понять, как могут студентов сгонять на избирательные участки и заставлять голосовать за нужного кандидата под угрозой отчисления; как могло произойти, что на митинге в поддержку Ходорковского практически не было студентов, и это при том, что на протяжении нескольких лет ЮКОС вкладывал огромные средства в томские вузы, а сам Ходорковский был одной из популярнейших фигур среди молодежи этого города. Для нас все это очевидно, тем более что таких случаев все больше и больше, а вот новое поколение немецких политиков воспринимает подобную ситуацию как невероятную.

Впрочем, большая часть нашей делегации считала вышеизложенные факты абсолютно нормальным явлением. Что неудивительно, поскольку в состав делегации вошли пять человек из "Молодой гвардии", два министерских работника и несколько помощников депутатов "Единой России". Это обстоятельство заставляло баварцев весьма деликатно оценивать внешнюю и внутреннюю политику России. Однако молодогвардейцы агрессивно, а зачастую по-хамски реагировали на любую попытку критики действий Путина, особенно если она звучала из уст членов российской делегации. Вся аргументация прокремлевской молодежи сводилась к цитированию небезызвестных тезисов Путина и их идейного предводителя Суркова, явно вызвавших недоумение у немцев своими "политзаводами", "суверенной демократией" и другими оригинальными словосочетаниями.

После трех дней, проведенных в Баварии, наша делегация переехала в Брюссель, где предстояла самая интересная часть программы. Сначала мы целый день провели в стенах Европарламента. Здесь тон принимающей стороны стал заметно жестче, чувствовалось, что для депутатов Европарламента попытка российских властей посадить Евросоюз на "энергетическую иглу" является самым актуальным и очень болезненным вопросом. Поднимались также проблемы свободы слова и прав человека в России и конечно же горячо обсуждалось убийство журналистки Анны Политковской. По понятным причинам, большая часть нашей делегации нервно, а иногда и с нескрываемой враждебностью реагировала на все происходящее.

Помимо официальных встреч мне удалось пообщаться с депутатами Европарламента от немецкого ХДС. Оказалось, что они прекрасно осведомлены о проблемах российской оппозиции. Меня подробно расспрашивали о деятельности Объединенного гражданского фронта, о "Другой России", о перспективах сотрудничества между "левыми" и "правыми" российскими оппозиционными силами. При этом депутаты отметили, что, с их точки зрения, степень протестных настроений в России явно недостаточна для реального влияния на решения, принимаемые властью.

Кульминацией нашего визита стало посещение штаб-квартиры НАТО в Брюсселе. В ходе дискуссии поднимались наиболее актуальные международные проблемы, причем тон разговора был такой, словно мы участвовали в советско-американских переговорах времен холодной войны. Но обличительная риторика прокремлевской молодежи встретила адекватный ответ со стороны чиновников НАТО, которые, видимо, далеко не в первый раз общались с делегациями из России и были готовы к подобным выпадам.

И все же можно с уверенностью сказать, что визит получился весьма содержательным. Программа, разработанная фондом Ханса Зайделя, дала возможность членам российской делегации сформировать целостную картину европейской политической жизни, разобраться в механизмах политического процесса Баварии и Евросоюза. Представитель принимающей стороны, в свою очередь, выразил особое удовлетворение по поводу того, что стал свидетелем открытой политической дискуссии. А я в этот момент с грустью подумал, что для того, чтобы такая честная "открытая политическая дискуссия" состоялась, российским политическим оппонентам необходимо было приехать в Мюнхен и Брюссель.

Иван Тютрин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter