Кампания по заключению договоров управления с жителями многоквартирных домов проводится поспешно, с многочисленными нарушениями. Основная часть населения не знает своих прав и полагается на местную власть, которая, пользуясь отсутствием какого бы то ни было контроля, необоснованно повышает тарифы и в одностороннем порядке изменяет условия договоров.
Представители тамбовского отделения ОГФ встретились с главой города Алексеем Ильиным, чтобы обсудить эти проблемы. Они также потребовали, чтобы мэр отложил до осени 2007 года кампанию по заключению договоров с управляющими жилищными компаниями из-за кабальных условий этих договоров для горожан. ОГФ предлагает создать рабочую группу из общественников, чтобы разработать типовой договор.
Требования по приостановке договорной кампании будут рассмотрены на заседании Альтернативного Гражданского конгресса области, который состоится 25 января, и вручены руководству Тамбовской городской думы на следующий день при проведении пикета по проблемам ЖКХ у здания городской думы (газета уже будет верстаться, поэтому о результатах акции мы сообщим в следующих выпусках).
Нашим коллегой Анатолием Тарасовым были сделаны расчеты, которые показали, что в Российской Федерации за услуги ЖКХ 60 млн работающих граждан ежемесячно платят 132 млрд рублей (22 процента от средней заработной платы в 10 тыс. рублей) и еще 40 млн пенсионеров платят 26,4 млрд (22 процента от средней пенсии в 3000 рублей). Всего получается 160 млрд рублей в месяц. Из этой суммы часть уходит на налоги, часть поставщикам энергоресурсов, но и муниципалитетам остается немало. Все знают, что тарифы – прерогатива муниципалитетов, а своя рука, как известно, владыка.
При отсутствии внятной системы экономической обоснованности постоянно растущих тарифов утверждения о нехватке финансов в системе ЖКХ неосновательны. Тем более что предприятия сферы ЖКХ, как правило, имеют задолженности по уплате налогов, занижают и задерживают зарплату персоналу и не делают полноценных ремонтов.
Жилищно-коммунальная сфера становится все менее "прозрачной" и доступной общественному и потребительскому контролю и все более привлекательной для злоупотреблений и криминала. Ее коммерциализация превращает ЖКХ в доходное место, принося население в жертву безответственности, алчности и произволу. В Тамбовской области уровень территориального общественного самоуправления, реальной самоорганизации населения пока крайне низок, что не позволяет передать ответственность за надлежащее содержание объектов жилфонда многочисленным и не связанным общими задачами и интересами управляющим компаниям. Распыление управления жилфондом приведет к его ускоренному разрушению. У новых управляющих компаний отсутствуют опыт работы и профессиональная подготовка, действуют они исключительно в целях извлечения прибыли, а никак не для решения социальных задач. Коммерческие управляющие компании – это дополнительное и излишнее звено, искусственно вводимое в схему управления. Это канал увода в тень денежных средств, поступающих от оплаты ЖКХ и инструмент "законного" криминального отчуждения собственности. Жители области столкнутся с реальной угрозой утраты своих приватизированных или приобретенных на собственные средства квартир.
На проведенном региональным отделением ОГФ "круглом столе" по проблемам ЖКХ руководитель областного Союза потребителей Николай Каратунов предложил организовать общественный контроль за предоставлением жилищно-коммунальных услуг, отвечающих установленным стандартам. Он согласился разработать совместно с жителями и общественными организациями нормативно-правовую базу, регулирующую создание, деятельность и ответственность управляющих жилищных компаний. Николай Каратунов предложил выполнить предварительные мероприятия по проведению независимой экспертизы жилого фонда, территории проживания, общего имущества, зданий, сооружений, сетей (как внутриквартальных, так и внутридомовых) с определением степени износа всех составляющих.
Участники "круглого стола" заявили, что никто, кроме самих жителей, не имеет права перевода домов в ТСЖ или в другую форму управления домами. Согласно Конституции РФ исполнительная власть обязана произвести капитальный ремонт или вернуть свой долг гражданам и только после этого передать жилфонд жителям.