В конце прошлого года в издательстве "Иностранка" вышла драматическая трилогия Тома Стоппарда "Берег Утопии". Российский академический молодежный театр тут же принялся готовить ее постановку. Пьеса действительно уникальна для англичанина – ее главными героями являются Герцен, Бакунин, Белинский, Чернышевский, Чаадаев и другие вожди русской оппозиции XIX века.

Стоппард вообще отличается особым интересом к утопиям. Питерский БДТ уже поставил другую его пьесу – "Аркадия", с блистательной Алисой Фрейндлих. Кстати, многие пьесы Стоппарда у нас переводил и издавал Илья Кормильцев.

Вот об одной идее Ильи (который, увы, сам стал печальным героем последних дней), и хотелось бы здесь поразмыслить. Она звучиттак: "Мне всегда интереснее работать с вызывающими идеями, чем с теми, что поддерживают статус-кво. Это связано с моим личным убеждением, что культура — это мертвое искусство. Культура всегда пытается защититься от искусства, обзывая его самодеятельностью и экстремизмом. Это корпорация, защищающая собственные экономические интересы и заинтересованная в том, чтобы ничего не менялось. А искусство — поток откровения. Культура принадлежит жрецам, искусство принадлежит пророкам".

Издательство Ильи "Ультра.Культура" (закрытие которого фактически совпало с его смертью) вызывало резкую неприязнь властей предержащих не только потому, что печатало оппозиционных авторов. Эта грань куда глубже, и не сводится только к политике. "Ультра.Культура" была феноменом настоящего современного искусства, которое по определению находится в оппозиции к официальной консервативной культуре. Даже "политические" авторы, которых она издавала – это скорее деятели искусства, поскольку воспринимают политику как историческое творчество, а не думское заседание...

Сегодня в Российской Федерации всякие разговоры об историческом творчестве или умолкли, или немедленно подозреваются в "экстремизме". Официальная культура все более тяготеет к консервативным "ценностям" – и это ярчайший показатель того, что новый век, в его символическом смысле, здесь так и не наступил. Страна словно бы "зависла" не то в ХХ, не то еще в XIX веке (который "наше все"), а иные хоругвеносцы ведут еще дальше в прошлое...

Ясно, что книги "Ультра.Культуры", в значительной степени представлявшие собой переводы современных европейских авторов, оказывались совершенно не ко двору в такой ситуации. А решение "самого гуманного суда в мире" не просто о запрете, а об уничтожении тиража некоторых книг отчетливо напомнило мрачные страницы истории ХХ века... Вот такой у нас теперь официальный "антифашизм" – с кострами из книг...

В идеологии нынешнего режима фактически сомкнулись худшие черты имперского и советского строя. Российская империя была невероятно многообразной страной – от финского парламента до бухарского эмирата. Сегодня же вся эта "цветущая сложность" подавлена и стерта пресловутой "вертикалью". Ранняя советская идеология отличалась неукротимым футуризмом. Сегодня же признаком "советского" стала мертвая хватка за прошлое...

На культурном уровне это означает, что всех нас делают "скованными одной цепью" с так называемой "классикой". Посмотрите на репертуар большинства столичных театров! Там царит вечный позапрошлый век, с некоторыми элементами прошлого. Молодых зрителей погружают в дремучую ветхость, заставляют переживать отношения героев давно ушедшей эпохи – потому что это, видите ли, "высокая культура". Если европейские театры давно уже превратились в экспериментальные площадки, то в российских доминирует исторический буквализм. Это тоже часть общей политики мертвящей "стабильности", коей так озабочены власти...

История иногда проделывает странные циклические пируэты... И вот сегодня, как в эпоху Чернышевского, мы вновь наблюдаем множество "лишних людей", и вновь убежищем новых "Герценов" оказывается Лондон... Разорвать этот порочный круг способно лишь новое, многомерное искусство – но в нынешних "нео-имперских" условиях его возникновение принципиально невозможно.

"Берег Утопии" может быть достигнут лишь пробуждением на новом историческом этапе региональных культур – новгородской, уральской, сибирской... Не в форме какой-то "фофудьеносной" реставрации, но напротив – именно как авангардных, современных проектов. Это вполне соответствует новейшей мировой тенденции глокализации. А имперская "Вера Павловна" пусть и дальше смотрит сны о своем "особом пути". Она уже сама давно не хочет просыпаться...

Вадим Штепа

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter