Илья Стогов "2010 A.D.", АСТ, 2009

Скучно, пусто, безденежно, противно, грязно... Унылая констатация кромешной безнадеги путинско-медведевской России нулевых, наложенная на личные неудачи автора (героя), находящегося в финальной стадии кризиса среднего возраста. Грозный "сороковник" не за горами, и измученный, как следует из "2010 A.D.", алкоголем, безденежьем и ссорами с женой Илья Стогов намеревается отважно преодолеть этот роковой возрастной рубеж.

Петербургский мачо Стогов не плачет, но много жалуется. И не сопровождает свои жалобы проклятиями, в отличие от, например, раннего Эдички. Экзистенциальной ярости в этом "кровоточащем срезе российской реальности", как пафосно назвали роман издатели, вы не найдете.

Вторая часть книги представляет собой подредактированные громкие новости 2008-2009 годов. Насилие и социальные язвы. Преступление майора Евсюкова. Дело "банды Рыно". История с наездом "православной общественности" на экспозицию "Осторожно, религия!" и последовавшее самоубийство одного из участников выставки, художницы Анны Альчук (Михальчук). Убийство нескольких российских телекорреспондентов гастарбайтерами, "снятыми" ими для однополого секса… Кровь, грязь и гной окружающей нас действительности.

Но и "эх-разгуляй" "лихих" 90-х в интерпретации автора не производит впечатления чего-то лучшего, чем серая тоска и чернуха путино-медведевского настоящего. Просто Илья Юрьевич Стогов в 90-е был молодым, а теперь быть им перестал.

Что до литературных средств выражения, то лично я свое сугубо субъективное отношение к стилю письма да и всей продукции петербургского литератора Стогова выразил бы словами его земляка Даниила Хармса "Ты не писатель, а говно". Псевдомаскулинный, "рубленый" стиль текста напоминает столь же "мужественную" манеру Стругацких и даже, извиняюсь за выражение, Багирова.

Но, в отличие от того же Багирова, который в этой России чувствует себя как рыба в воде, грустный питерский мачо Стогов, похожий на шансон-певца Трофима, не превозносит окружающий нас экзистенциальный кошмар нулевых, а просто констатирует: да, действительно кошмар. И на том спасибо.

Фрэнсис Кинг "Мегатерион. Зверь 666", АСТ/Adaptech/T-ought press, 2009

Биография знаменитого мага, философа, основоположника целого направления в оккультизме, авантюриста Алистера Кроули (1875-1947), изложенная в "Мегатерионе", представляет собой смесь вселенского пафоса и не очень презентабельных перипетий земного пути героя. В этой книге описаны как претензии Кроули на пророческий и даже божественный статус, так и его разборки с другими оккультистами, сутяжничество, интриги; с одной стороны, основание религии собственного имени, а с другой – сомнительные гешефты по поправке своего материального положения и садизм (не только ритуально-магический) по отношению к собственным адептам.

Перевод биографии выполнен культовым в узких кругах переводчиком и публицистом Алексом Керви (А.Кривцовым). При построении предложений он часто следует правилам не русской, а английской грамматики, что придает тексту своеобразный колорит.

В "Мегатерионе" представлены подробные (местами тошнотворные) описания магических практик Кроули. Начав с тривиального масонства, он ввел в широкий оборот оккультизма сексуальную магию, "западный тантризм".

Ни при его жизни, ни после имя Кроули не удалось зашельмовать, представить его банальным сектантским вождем, шарлатаном или никчемным нарко-сексуальным первертом.

Алистер Кроули (он же Мегатерион, он же Зверь 666) пользуется большой популярностью среди нестандартно мыслящих людей, в том числе не чуждых политическому радикализму, в том числе в России. Основу своей доктрины сам "Мастер" сформулировал в "Книге закона", создание которой он приписывал Откровению.

Самые знаменитые наставления из этого труда переводятся на русский следующим образом:

"Делай, что изволишь, да будет законом.
Любовь есть закон, любовь в соответствии с Волей.
Каждый мужчина и каждая женщина — звезда.
Нет у тебя иного права, кроме как поступать согласно своей воле"
.

А также: "Слово Грех есть ограничение". При этом Кроули всегда подчеркивал, что принцип "Делай, что изволишь" (вариант: "Твори, что желаешь") не означает "Делай, что ты хочешь" или "что тебе нравится", то есть не является "индульгенцией на беспредел". Он объяснял эту заповедь как "поиск образа жизни, который совместим с твоими сокровенными желаниями, и возможность прожить эти желания в самой их полноте".

Здесь экзистенциальный нерв кроулианского учения. При всей экзотичности его идей, антуража и и оккультных практик для обыденного сознания он бился над той же проблемой, что и все радикальные мыслители от раннего Маркса до тех современных философов, которые вопреки всему не смирились с предполагаемой безальтернативностью существующего мироустройства — проблемой отчуждения.

Сэр Алистер Кроули, бисексуал, наркоман и, к тому же, антисемит (одним из самых преданных его адептов был Виктор Нойберг, еврей) выбрал для решения этой проблемы собственной путь, путь мистики, оккультизма и практической магии.

Спустя более чем 70 лет после завершения земного пути "Зверя" его имя и идеи не перестают привлекать разнообразных нонконформистов или считающих себя таковыми.

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter