По большому счету сегодняшний обзор следовало бы посвятить оперативному освящению на российском телевидении трагических событий минувшего понедельника в Москве.
Однако не получится — ввиду полного отсутствия такого "оперативного освещения".
Напомню, что
ни один федеральный телеканал не прервал своего вещания и не выпустил в эфир чрезвычайного информационного выпуска.
На федеральных каналах утром в минувший понедельник безраздельно господствовали записанные заранее утренние блоки (что, кстати, уже в мире сегодня является свидетельством высочайшего непрофессионализма), целитель Малахов и кулинар Пореченков.
Первая подробная информация о взрывах появилась в эфире спустя лишь несколько часов после трагедии. До этого российские зрители узнавали подробности случившегося из новостей Euronews и CNN. Конечно, речь идет о тех зрителях, кто имел такую возможность.
Впрочем, обо всем этом уже успели с возмущением рассказать на неделе коллеги из других средств массовой информации. Вопиющему проколу наших телевизионщиков посвятил запись в своем блоге журналист "Эха Москвы" Владимир Варфоломеев. Обозреватель "Коммерсанта" Арина Бородина размышляла о том же в своей "эховской" передаче "Программное обеспечение". Со страниц "Независимой газеты" журналист Вера Цветкова прямо спросила, зачем нам нужно телевидение, игнорирующее интересы зрителей. Главный редактор журнала "Вокруг света" публицист Сергей Пархоменко в своей авторской передаче "Суть событий" (радио "Эхо Москвы") назвал случившееся проявлением переходящей в подлость трусости со стороны коллег с телевидения.
Я бы даже назвал это в дополнение к сказанному предательством интересов зрителей. Поскольку
равнодушие тележурналистов наглядно показало, что работают они не для народа, а для своего начальства и без высочайшей "отмашки" не шевельнут даже пальцем ради изменения утвержденной "партийным худсоветом" программы.
Так что Сергей Пархоменко сказал чистую правду. Но, как известно, нынешняя власть правду не жалует. Поэтому, наверное, не случаен тот факт, что того же Пархоменко, по его собственным словам, за последнее время четыре раза приглашали для участия в программах нового федерального Пятого канала и все четыре раза потом "отзывали обратно" свое приглашение. Случай беспрецедентный даже для зачищенного российского телевидения.
Понятно, что господин Пархоменко не нуждается в моих скромных советах, но я бы все же на его месте не слишком горевал по этому поводу. После обретения Пятым каналом статуса федерального качество его передач заметно снизилось, а приобретенный за последние годы интеллектуальный лоск значительно поблек.
Невыразительными оказались и некоторые из громко проанонсированных каналом телепремьер, с которыми зрители также могли познакомиться на прошедшей неделе. Ведущей "Программы передач" Светлане Сорокиной и автору программы "Реальный мир" Андрею Норкину явно нечего было делать и говорить в кадре. Первый проект задумывался, очевидно, как ностальгическая беседа по истории телевидения. Однако собранного материала хватило, как мне кажется, не более чем на пятнадцать минут эфира, но уж никак не на час. Остальные сорок пять минут авторы "вытягивали" исключительно за счет мастерства и обаяния ведущей. Что же касается проекта Андрея Норкина, то должен, увы, честно признать, что такого скучного и эклектичного тележурнала мне не доводилось видеть давно.
Складывается впечатление, будто
продюсеры канала специально пригласили некогда сверхпопулярных и весьма талантливых журналистов на провальные проекты, чтобы поставить в неведомом нам отчете пресловутую "галочку".
Дескать, смотрите, никаких "запретов на профессии" у нас нет, вчерашние "демократы" спокойно работают в прайм-тайм в федеральном эфире. А то, что эти "демократы", извините, несут по сценарию нечто несуразное, так это их, "демократов", проблемы. Сами ведь согласились.
Кстати, возразить что-либо на это будет сложно.
Не вполне оправдала надежды и премьера ток-шоу "Справедливость" с Андреем Макаровым, показ которого состоялся на неделе на канале РЕН ТВ.
Но на этот раз совсем по другой причине.
Авторы взяли для четырех премьерных передач действительно мощные темы. Они намеревались проанализировать причины трагической смерти в тюрьме юриста Сергея Магнитского, истоки терактов в Москве, многочисленные врачебные ошибки и ситуацию, сложившуюся вокруг поселка Речник.
Но робкая попытка анализа разбилась, как волна, о непробиваемую уверенность представителей власти в своей безнаказанности. Перед зрителями прошла галерея удивительнейших типов, плюющих с высокой вышки на "подведомственный" им народ: хамоватый префект Олег Митволь, наглые и самоуверенные врачи, которых так и хотелось назвать "по факту" врачами-убийцами, карикатурный начальник тюрьмы, словно сошедший с подмостков провинциальной оперетки. К сожалению, это были вовсе не карикатурные, а совсем даже реальные персонажи, олицетворяющие в какой-то степени Зло, поработившее великую страну.
Показательно, что даже вменяемые депутаты от "партии власти" ничего не могли с этим Злом поделать. Автору и ведущему программы, депутату-единороссу Андрею Макарову оставалось только жалобно всхлипывать, призывая к справедливости тех, кто никогда и не слышал этого слова. Другой единоросс Михаил Гришанков даже воскликнул в сердцах, что нашей стране никакие внешние враги не нужны — мы благополучно уничтожим себя сами. По убеждению Гришанкова,
система упорно не желает меняться, и неизвестно, сколько еще погибнет людей, прежде чем в стране начнутся хоть какие-то перемены.
В ответ на это нынешние "хозяева жизни" откровенно ухмылялись в лицо полковнику ФСБ, заместителю председателя комитета Госдумы по безопасности и председателю комиссии по противодействию коррупции.
Невольно подумалось: если даже люди, облеченные такой государственной властью, вынуждены терпеть оскорбления и оказываются бессильны перед Злом, что говорить о миллионах "простых" граждан бедной России!
Зато другая премьера на неделе оказалась весьма даже удачной. Под вечер Страстной пятницы телеканал "Культура" неожиданно показал почти что запрещенный к демонстрации в России фильм Анджея Вайды "Катынь".
Это является, безусловно, отрадным фактом вне зависимости от дальнейших оценок самого фильма и даже от того, кем и когда было принято окончательное решение о показе.
Кстати, за пару часов до этого показа журналист Николай Сванизде в эфире радио "Эхо Москвы" и телеканала RTVi высказал предположение, что
решение о показе картины было принято, очевидно, "на самом верху", и сам факт показа фильма, видимо, означает какие-то грядущие изменения в российской внешней и внутренней политике.
Вполне возможно. В пользу этого допущения свидетельствует то, что в ходе состоявшегося после фильма обсуждения приглашенные гости в лице историка Александра Чубарьяна, международника Михаила Наринского и архивиста Андрея Артизова были едины в оценках. Они в один голос заявили, что все показанное на экране является чистой правдой и отражает реальное преступление сталинского режима, решившегося на немотивированное и жестокое уничтожение нескольких десятков тысяч граждан суверенной страны.
Пикантность ситуации заключалось в том, что некоторые из перечисленных господ еще совсем недавно столь же горячо доказывали обратное. Стало быть, пресловутый "ветер" действительно поменялся? Или им это только показалось?
Впрочем, справедливости ради надо отметить, что подобное единодушие проявили не все. "Смотрящего за внешней политикой" депутата-единоросса Константина Косачева фильм Вайды не убедил. Господин Косачев, похожий на испуганного кролика под пристальным взором удава, робко заметил, что не со всем можно согласиться, поскольку лично ему фильм временами напомнил пропаганду советского периода.
Зато ведущий программы, декан факультета телевидения МГУ Виталий Третьяков, пошел гораздо дальше.
Я признаюсь, что с начала обсуждения все ждал, кто же из участников дискуссии первым рискнет перейти нравственную грань и обвинит в случившемся довоенное правительство Польши. Ибо только тот, кто уверенно и давно уже находится за этой гранью, способен свои преступления оправдывать тем, что аналогичные преступления уже совершил кто-то другой.
Эту грань перешагнул "наставник молодежи", когда сказал, что "поведение" правительства Польши перед войной было "неоднозначным".
По убеждению господина Третьякова, если Россия уже выдавила из себя извинения, то какая, дескать, еще "правда" нужна теперь полякам?
Стало быть, такая у нас нынче дипломатия. С глазами испуганных кроликов.
Да и тележурналистика такая.
То есть никакая. Ее попросту нет.
Вы можете оставить свои комментарии здесь