Теракт в минском метро по российским меркам стал бы, увы, лишь одним из… После кровавой мясорубки в Чечне, гибели беременных женщин в Буденновске и детей в Беслане, почти ежедневных "происшествий" разного масштаба в республиках Северного Кавказа и почти ежегодных взрывов в Москве наше общественное сознание огрубело. Душа покрылась защитной коркой, ценность человеческой жизни серьезно девальвировалась. Но для мирной Белоруссии произошедшее – настоящий шок, сравнимый… Ну, наверное, с нашим восприятием первых кровавых конфликтов — Нагорного Карабаха и Вильнюса, 1991 и 1993 года в Москве. Да и сам масштаб небольшой компактной страны с населением меньше московского неизбежно делает намного заметнее, намного болезненнее любую беду.

Первые сообщения о взрыве в Минске пришли от очевидцев в "Твиттере": "Проехали "Купаловскую". Кровь, грязь. Людей несли на носилках!!!!"  "Метро не останавливается на станции. Рваная одежда и лужи крови",

"Внутри видела людей без рук, такое чувство, что некоторых разорвало на куски", "Я ехала на эскалаторе, приехал поезд и раздался взрыв. У вагона вырвало двери, взрывной волной "уронило" всех кто был на эскалаторе".

"Я все телефоны выключила и не планировала до завтра включаться ни в какие сети — мама сошла бы с ума, — пишет белорусская художница, блогер muha-elka. Теперь телефон разрывается. Звонит друг. Плачет. Не может найти родных. Это ужасно, когда мужчины плачут. Я тоже не могу найти близких, которые в это время обычно проезжают эту станцию. Никто никому не может дозвониться. Хотелось бы пожелать всем японской выдержки и не впадать в панику."

Спустя день muha-elka вновь описывает реакцию соотечественников: "Всматриваясь в лица людей, поняла на кого похожи белорусы. В глазах большинства не читается страх, паника и злоба... Нет этого. Белорусы похожи на детей, игравших с лопаточкой и ведерком в песочнице, и вдруг увидевших НЛО. Тарелка стремительно пролетела над их головами, сделала больно и исчезла. И дети сидят замерев и широко распахнув глаза в небо: — Нифигасебе. Что это было?!... Вот такая эмоция зависла над городом".

А и в самом деле — что это было? Кто устроил теракт, который, как кажется — не выгоден никому: на Кавказе (и вообще нигде и ни с кем) Белоруссия не воюет, последняя недобитая оппозиция сидит по тюрьмам либо под домашним арестом, в элитах России — свои непонятки между сторонниками Путина и Медведева, "проклятый Запад" по уши увяз в ближневосточных песках…

Но все же… "Первые комментарии о взрыве в Минске на белорусских (!) новостных сайтах: "КГБ взорвал", "провокация", "убийцы в погонах"... — пишет белорусский оппозиционер Андрей Ким, — Страшно, что первыми подозреваемыми в теракте стали те, кто по идее должен его предотвращать.

Может быть, власти и непричастны к взрыву. Но то, что версия об их причастности не только не кажется невозможной, но и для многих является единственной, громче всяких лозунгов кричит об отношениях "власть — народ".

И еще: диктатура забирает свободу в обмен на экономическую стабильность и безопасность.

В Беларуси, где в последнее время невозможно купить валюту, сахар, масло, гречку, говорить об экономической стабильности невозможно. И кажется, даже для самых аполитичных безопасность тоже закончилась."

"Страну захлестнула инфляция, выросли цены на продукты, бензин, транспорт, коммунальные услуги, — пишет блогер a-n-d-r-u-s-h-a. Реальная зарплата за два месяца сократилась на 12 процентов. Самое главное — не стало валюты. Как говорится, только начали хорошо жить, как закончились деньги. За два месяца золотовалютные резервы Нацбанка сократились почти на 1 млрд долларов.

Как выяснилось из доклада МВФ, это были заемные деньги. Нацбанк и правительство предпринимают лихорадочные меры, чтобы остановить отток валюты. За последние два с половиной месяца в Белоруссии принято пять мер, направленных против импортеров. Но безуспешно.

Как итог мудрой экономической политики — валюта исчезла из обменных пунктов, фактически прекращена ее продажа на Белорусской валютно-финансовой бирже. Банки перестали осуществлять расчеты в валюте с рублевых карточек. Чтобы получить свои деньги с валютного счета, надо ждать несколько дней. В дополнение к ажиотажу у обменных пунктов возрос поток желающих снять рубли и доллары с банковских депозитов. И тут в Минске бабахнуло!"

Сложные чувства вызвало у белорусов и посещение президентом Лукашенко и его малолетним сыном места трагедии. "Зачем тащить ребенка туда, где только что погибли люди?" — возмутились минчане.

"Вряд ли бы нормальный папаша повез бы своего малолетнего сына в опасную зону. Значит, не побоялся. Почему?" — задается вопросом грузинский журналист Олег Панфилов.

"Ясно одно: цель теракта — вызвать нестабильность в Белоруссии, народу нужно сплотиться вокруг президента, он у них боевой." — комментарий актера Станислава Садальского.

Еще более странными оказались недвусмысленные намеки Лукашенко на, якобы, причастность белорусских оппозиционеров (снова напомним – уже сидящих по тюрьмам и под домашним арестом после разгона декабрьского "майдана") к преступлению: "Я поручил расследовать все заявления деятелей от политики", "сегодня мы ищем соучастников и заказчиков. Может эти деятели от, так называемой, "пятой колонны" раскроют карты и укажут на тех, кто заказал /теракт/.

Необходимо допросить всех, не глядя ни на какие вопли и стоны зарубежных страдальцев", "Дошло до откровенного кощунства. У нас трагедия, а европейские партнеры в Страсбурге рассуждают о неких правах человека",

"Вся эта болтовня, демократизация, которая нам навязывается, ничего не имеет общего с той истиной демократией, которая должна быть и есть в стране", "Жесточайший порядок и организованность — это основа нашего выживания, и наш народ к этому готов" .

Спустя сутки из Белоруссии пришла сенсация: преступление раскрыто по горячим следам. Оказалось, его подготовили таки не злокозненные агенты зарубежных спецслужб и не мировые террористические сети, а токарь и слесарь из провинциального городка. Причем они же организовывали и предыдущие взрывы в Минске и Витебске на протяжении нескольких лет, от которых тогда, к счастью, никто не погиб. Если это правда, все равно диву даешься от "профессионализма" белорусских чекистов.

Шесть лет не найти токаря и слесаря с "маниакальными наклонностями", один раз устроивших взрыв в непосредственной близости от Самого? Ну, неудивительно, если все силы тратить на подслушивание, подсматривание и вынюхивание за оппозиционными активистами и журналистами…

"Итак, общая картина со слов ментов, околоментов и Солнцеподобного, — пишет блогер vostrik. — Два пацана 19 лет устраивают успешный взрыв в Витебске 2005. три года их не могут найти, хотя трясут всех подряд. Через три года эти же два пацана устраивают успешный взрыв в Минске 2008, и опять их три года не могут найти, учитывая шухер, всеобщее откатывание пальцев и прочие прелести. Позавчера в метро один из них, светя лицом во все камеры наблюдения, абсолютно беспалевно вносит в метро сумку в которой эквивалент 5 кг тротила, болты, гвозди, шарики и прочее, засовывает сумку с этим барахлом под скамейку (высота скамейки сантиметров 40, просвет между сиденьем и полом — 30 см), и не прекращая светить лицом взрывает."

"Как-то эти моментальные признания в подготовке серии предыдущих терактов похожи на сильно отбитые почки и сотрясение мозга средней тяжести. Такое впечатление, что взяли кого надо, а не тех, кто взрывал. Видно сроки подпирали..." — предполагает блогер oleg-ttt.

"По информации от проверенного человека, в Витебске прошли обыски и допросы в среде "левой" молодежи, — пишет zmagarka. — Есть названия организаций, которых "ператрахвали", но я решила пока не ставить их в журнал, чтобы, возможно, не навредить (эта информация еще не проходила в прессе)."

"Моей Родины, о которой я мечтал, никогда не будет. Ее взорвали вчера в метро, — пишет блогер Zmicer-Navicki. — Что чувствую — разочарование. Острый приступ разочарования: точно такой же, как и 19 декабря. Когда 20-го и 21-го все, как неприкаянные, не работали, не жили — а просто жались друг к другу. Молчали. Или вслух обсуждали, в тысячный раз обсуждали: нужно уезжать. Нужно уезжать из страны, которой ты не нужен. Нужно уезжать из страны, которая убивает своих.

Я не глава секретного ведомства и не провидец. Но немного знаю о психологии масс. Страна была на пороге революции. В очередях, в магазинах — везде и всюду говорили о гречке, ценах, о том, что валюту не купить. На выходных страна лихорадочно скупила весь сахар и растительное масло. И тем больнее было видеть разбросанные пакеты с сахаром на станции метро. Кто-то ехал с полной сумкой сахара. ОНИ заставляют мой народ унижаться. Взорвали метро.

Кто взорвал? Я ничего не знаю. Но я точно знаю: все это очень похоже на работу с психологией масс. Чтобы не было революции, людей нужно отвлечь. Отвлечь от дружного выстраивания к 8 утра в обменных пунктах. Чтобы купить заветные 10 долларов к 21:00. Отвлечь от мыслей, что они рабы. "Вы быдло", — так мне сказал большой накачанный мужчина в форме.

Теперь у народа есть общий враг — КТО-ТО, кто совершил теракт. Я ничего не знаю. Во мне говорят эмоции. Вчера я ехал с Гришей и кричал — "Зачем, это же свои люди! Твой народ — зачем? Зачем — убивать?".

А тем временем усиливается и напряжение в российских элитах. На минувшей неделе президент Медведев в интервью китайскому телевидению заявил, что не исключает для себя возможности выдвижения своей кандидатуры на второй президентский срок, что объявит о своем окончательном решении совсем скоро, а также что их взгляды на пути развития России не всегда совпадают со взглядами Путина. Но спустя пару дней и сам Путин сказал, что тоже не исключает выдвижения своей кандидатуры. В итоге определенности для начальников, бюрократов и пропагандистов всех калибров – кому и как петь осанны, хвалить ли "эффективного менеджера" и мюнхенскую речь или модернизацию и перезагрузку, так и не прибавилось.

"Про Путина и Медведика, "не исключающих для себя" известно что, писать неинтересно, — считает обозреватель РИА "Новости" Николай Троицкий. —

Тандем бросил резиновый мячик хомячкам политологам, то бишь политолухам. Пусть побегают-попрыгают, посмешат разумных людей. Чиновникам тяжелее, они никак не поймут, с какой стороны ловить "правильный сигнал", но на проблемы этих представителей политической фауны мне наплевать."

"Путин внес сумятицу в российское общество, — резюмирует ведущий радиостанции Финам-ФМ Юрий Пронько, — В первую очередь в головы ("тыквы") господ чиновников, которые и так исхудали от хронической бессонницы, вызванной "умственными упражнениями" на тему "Кому же упасть в колени и присягнуть на верность?" В этом вопросе никак им нельзя ошибаться. А интрижка от Путина, в общем-то ничего не стоит, но все-таки "их нацлидер" не исключил, что и он сам, и Дмитрий Анатольевич, оба и одновременно будут участвовать в президентской гонке.

Меня "забавляет" эта ситуация вдвойне. Во-первых, это будет настоящий цирк, макси "шапито" под названием "демократия по-российски". Один член дуумвирата будет долбить другого члена некогда прочного тандема. А во-вторых, Путин, сам того не замечая, ставит себе самому "неуд" в части осуществления операции "Преемник".

Впрочем, как и в Белоруссии, и в России это то ли истинное, то ли мнимое соперничество вряд ли прибавит простым людям как свободы, так и безопасности.

Сергей Петрунин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter