В США назревает еще один болезненный для Москвы скандал. В середине ноября местная прокуратура и адвокаты Марии Бутиной официально сообщили, что ведут переговоры о сделке, предполагающей признание вины и досудебное урегулирование дела. По просьбе защиты его рассмотрение в окружном суде округа Колумбия отложено до 19 декабря. К этому времени планируется достичь окончательной договоренности по конкретным параметрам соглашения. Прошение Бутиной о снятии обвинений против нее было отозвано. 28 ноября на заседании суда представители прокуратуры и защиты заявили, что они "с оптимизмом смотрят" на возможности досудебного решения.
О деталях и характере возможной сделки ничего не сообщается. Между тем в США существуют два типа сделок с правосудием. Первый — предполагает, что обвиняемый до суда признает свою вину в совершении данного преступления. Это означает, что отказывается от рассмотрения дела в суде присяжных и соглашается на наказание, запрашиваемое прокуратурой. Последняя, в свою очередь, может снизить тяжесть обвинения или, например, добиваться осуждения только по некоторым из предъявленных обвинений. Другой тип — превращение обвиняемого в свидетеля обвинения. Это предполагает, что в обмен на показания против сообщников лицо получает так называемый прокурорский иммунитет, то есть освобождается от наказания вообще. И в том, и в другом случае судья не рассматривает дело по существу и должен лишь подтвердить, что обвиняемый идет на соглашение добровольно и понимает его юридические последствия.
В первом случае Бутина должна признать, что она действовала в США в качестве агента российского правительства без регистрации в Министерстве юстиции; что ею руководили бывший сенатор и бывший заместитель председателя Центрального банка РФ Александр Торшин, а также сотрудники резидентуры СВР в Вашингтоне; что она пыталась получить информацию о некоторых видных американских деятелях и влиять на принятие решений в американском руководстве. В этом случае Бутина может получить не пятнадцать лет тюремного заключения, а, допустим, семь или пять. Это достаточно тяжелое наказание, но главное в том, что после его отбытия она должна будет вернуться в Россию. Там ей, скорее всего, предъявят серьезные претензии, поскольку она признала себя российским агентом, чего никак не должна была делать. В общем, перспективы неутешительные. Во втором случае Бутина должна будет выступить свидетелем как минимум на слушаниях в Конгрессе. А как максимум — на потенциальном судебном процессе против тех или иных американцев или живущих в США граждан России, являющихся ее агентами, незарегистрированными в Министерстве юстиции. Скорее всего, она этой возможностью воспользуется.
Трудно, разумеется, предположить, что ей известны "адреса, пароли и явки" российской разведки в США. Вряд ли ей доверили бы воровать чертежи F-35 или новой американской ядерной боеголовки. Но она может рассказать немало любопытного о пророссийском, или, точнее, пропутинском лобби в США, в частности назвать конкретные имена и задачи, которые ставили перед ней кураторы из Москвы. В итоге даже те деятели в Вашингтоне, кто является или готов стать "полезным идиотом" или просто агентом влияния, будут как огня сторониться российского посольства и прокремлевских политологов, во множестве навещающих американскую столицу и убеждающих своих коллег в пользе российско-американского сотрудничества. Только социальный мазохист может захотеть стать героем скандального разбирательства в Конгрессе или суде.