Многие знают, кто такой Альфред Кох. Многие знают, что он назвал возвращение Алексея Навального в Россию чудовищной ошибкой. Я так не считаю. Но кто я такой и почему я имею право об этом высказаться?
23 января меня едва не взяли на Лубянке, куда я дошёл с Пушкинской. 31 января был серьёзный замес на Комсомольской, но мне опять повезло. 02 февраля у Мосгорсуда удалось просочиться в самый "глаз бури", где было тихо и пустынно, потому что всех желающих туда попасть свинтили на дальних подступах. Так что хоть за весь протест говорить я не могу, но от себя лично скажу.
Я благодарен Навальному за его возвращение. Режим от этого не рухнул и Прекрасная Россия Будущего не наступила, и даже не факт, что приблизилась. Но лично у меня случилось сразу несколько радостей:
- Исчезли неприятные и даже мучительные вопросы. Алексей — не "мурзилка". Раньше можно было сомневаться: почему "Единая Россия" помогла Навальному с регистрацией на выборах мэра Москвы? Почему нет расследований про Путина? Почему Немцова убили, а у Навального только условные сроки и даже семью он не вывез из России? Вопросы сняты, герои существуют не только в книжках. Это не может не радовать. Я ведь не в Прекрасной России будущего живу, а в путинской России настоящего. А в ней не хватает героев.
- У нас появился повод собраться. Я с прошлого лета завидовал хабаровчанам и белорусам, но их поводы москвичей на улицу не выводили. Я не уверен, что Альфреду Коху знаком этот специфический кайф: на несколько часов оказаться в лучшем мире, состоящем только из своих. А я как хлебнул такого счастья в августе 1991-го, так с тех пор и ищу продолжения банкета. Кох не поймёт, но поймут минчане, поймут украинцы с Майдана и москвичи, кто помнит ОккупайАбай. В таких местах ненадолго случается настоящая жизнь. В путинской России я скучаю по настоящей жизни. На днях мне достался её глоток.
- Кох сожалеет, что десятки тысяч ребят (среди них приятель моего сына) получили дубинками по башке и сидят на сутках. Я за них радуюсь. Это бесценный опыт, и он не только про путинский режим. Они сейчас в камерах спецприёмников оказались среди своих и успеют за эти несколько суток почувствовать, как это здорово. Десятки тысяч крепких дружб начинаются в эти дни, тысячи планов и проектов обсуждаются на железных койках без матрасов. В результате неудачного болотного протеста родились ОВД-Инфо и Telegram, например. Сейчас масштаб репрессий больше, больше будет и таких замечательных "побочных" последствий.
- У одного из моих молодых знакомых, насмотревшегося в эти дни на полчища чёрных космонавтов, возникла уверенность, что перемены в России невозможны, нормальных тут ничтожное меньшинство, Навальный живым из тюрьмы не выйдет, а после Путина тут будет Путин с другой фамилией. Мой знакомый собирается уезжать. Он отличный программист, знает язык и до сих пор не уехал только потому, что пребывал в иллюзии: если не заниматься "политотой", то и в России можно нормально жить. История, начавшаяся с отравления Навального, избавила молодого человека от вредных иллюзий, и за это я тоже не могу не сказать Алексею спасибо. Будущее дорогих мне людей для меня значительно важнее судьбы российского государства. Наш дом — Земля, и жить на ней надо так (и там), чтобы не было мучительно больно.
- А я, кстати, никуда уезжать не собираюсь и ничего тут не боюсь. Нас таких тут десятки тысяч (Леонид Волков насчитал аж триста тысяч, но это он загнул). Но и десятки тысяч не потравишь "Новичком", а если нас всех посадить, то нас ведь там кормить надо и охранять, а где на это деньги взять, если им ещё дворец надо достраивать? Что делать с нами, переставшими благодаря Алексею бояться, власть реально не знает. А мы не знаем, как меньшинству добра победить большинство нейтралитета. И в этой ситуации надо думать, а не "трясти". Волков прав, побеждать надо мозгом. Навальный задал нам всем интересную задачку. Лично я такие люблю.
В конце хочу сказать хоть что-нибудь, понятное Альфреду Коху. Представим себе наш с ним разговор, но не в феврале 2021-го, а вечером 19.08.1991:
— Альфред Рейнгольдович, вы смотрели сегодня по телевизору пресс-конференцию ГКЧП? Там девочка-журналистка прямо спросила этих типов: "Вы понимаете, что вы совершили государственный переворот?" А потом ещё на всю страну показали дрожащие руки Янаева! Я считаю, что сегодня над хунтой одержана моральная победа.
— Андрей, с нами не воюют на поле морали! Вы танки на улицах видите? Сейчас они объявят комендантский час, а завтра вы получите дубинками по башке, а ваш морально безупречный Ельцин будет гнить в реальной тюрьме! Признайтесь честно: ваша так называемая моральная победа, она приблизила вас вот хоть на шаг к той грубой и вполне осязаемой субстанции, которая называется "власть"?
— У меня такое чувство, Альфред Рейнгольдович, что скоро мы увидим, каким именно образом моральная победа останавливает танки.