Около 10–15 лет назад был популярен стереотип про ржавые русские ракеты. Российские вооружённые силы находились на самом старте реформ, ядерный арсенал был в плохом состоянии, ракеты практически не обновлялись, стратегические атомные подводные лодки почти всё время ржавели у причалов, мотивация личного состава находилась не в лучшем состоянии. Часто шутили, что российские ракеты просто не смогут взлететь. Однако в 2021 году ситуация значительно изменилась.

Глупо отрицать, что в настоящий момент ядерный арсенал России находится в хорошем состоянии. На вооружении состоят как старые ракеты, так и новые. Старые ракеты вроде Р-36М2 и УР-100Н постепенно выводятся из арсенала. Принимаются на вооружение новые РС-24 "Ярс", Р-30 "Булава", Р-29РМУ2.1 "Лайнер". Часть УР-100Н в настоящий момент оснащается экспериментальными боеголовками типа "Авангард". Вокруг практической эффективности планирующих боевых блоков такого типа до сих пор бушуют споры. В то же время "Авангардов" немного, и их наличие в арсенале не ослабляет российскую ударную мощь. На замену знаменитой "Сатане" Р-36М2 сегодня разрабатывается новая тяжёлая межконтинентальная баллистическая ракета РС-28 "Сармат". Стоит также отметить, что на "Ярсах" (которые являются глубокой модернизацией ракетного комплекса РТ-2ПМ2 "Тополь-М") стоят не просто блоки индивидуального наведения, зависимые от платформы разведения.

Преимущество "Ярса" в том, что его боевые блоки обладают возможностью маневрировать после отделения от платформы. Не исключено, что боевые блоки "Ярса", обладающие возможностью маневрировать при "падении" на скорости 5–7 км/с, обладают лучшими возможностями прорыва противоракетной обороны, чем так называемые гиперзвуковые боеголовки типа "Авангард".

В открытых источниках нет достоверной информации о том, что происходит с ядерным арсеналом Китая. Оценки развёрнутых боеголовок могут отличаться в десятки раз. Разумно выглядят предположения о наличии в Ракетных войсках НОАК на 2019 год более 500 ракет различной дальности с ядерным снаряжением. Среди них более 100 МБР Дунфэн-5/5А/5В, Дунфэн-31/31А/31AG, Дунфэн-41. Морская компонента представлена шестью атомными подводными лодками проекта 094, каждая из которых несёт от 12 до 16 баллистических ракет типа JL-2. Недавно в новостях появилась информация, что НОАК увеличила число шахт баллистических ракет, строящихся в северной части Центрального Китая. Спутниковые снимки показали, что по меньшей мере 16 стартовых шахт находятся в стадии строительства. Для периода в несколько лет это существенное расширение. Но ракет у Китая всё равно значительно меньше, чем у РФ и США. При этом можно уверенно утверждать, что КНР обладает третьим в мире ядерным потенциалом.

Пока РФ обновляет арсенал, а КНР наращивает, ситуация в США гораздо сложнее. Новый президент США Джо Байден помимо множества других трудностей получил и проблемный ядерный арсенал. Сухопутная американская МБР "Minuteman III" по возрасту опережает все остальные ракеты такого класса в других странах.

"LGM-30G Minuteman III" начала поступать на вооружение в 1970 году. Для своего времени это было очень продвинутое изделие: первая ракета, способная наводить несколько боевых блоков на разные цели. Арсенал из более чем 400 "Minuteman III" регулярно проходит обслуживание и модернизацию, однако в 2021 году вопрос модернизации арсенала стоит на повестке дня американской политики.

Морская составляющая американского ядерного арсенала тоже не в лучшем состоянии. Самой старой атомной подводной лодке со стратегическими ракетами класса "Ohio" в этом году исполнится 40 лет. Самой новой — 24 года. Замена АПЛ класса "Ohio" уже разрабатывается, однако боевое развёртывание новейших АПЛ класса "Columbia" ожидается только через 10 лет.

Теоретически преемник "Minuteman III" находится в разработке. В сентябре 2020 года ВВС США предоставили компании "Northrop Grumman" 13,3 млрд долларов для начала работы над наземным стратегическим средством сдерживания (GBSD). Новые межконтинентальные баллистические ракеты планируется принять на вооружение в 2029 году и использовать до 2075 года. Заявляется, что они будут обладать "повышенной точностью, увеличенной дальностью и повышенной надежностью".

Но не все в правительстве США думают, что это хорошая идея. В январе 2019 года Бюджетное управление Конгресса подсчитало, что ядерная модернизация обойдется в 494 миллиарда долларов в течение 2019–28 годов, из которых на новую МБР придется 61 миллиард. Критики считают, что незачем тратить деньги на ракеты сухопутного базирования, потому что есть подводные лодки и бомбардировщики. Защитники GBSD указывают, что сухопутные МБР обладают наилучшим откликом в триаде. Самолёты с ядерным оружием требуют значительного количества времени, чтобы их можно было поднять в воздух. Атомные подводные лодки скрытны и могут приблизиться ближе к целям, но с ними тяжело постоянно держать связь. При этом на запуск МБР наземного базирования нужны считаные минуты с момента отдачи приказа до непосредственно запуска. Также отмечается, что скрытность подводных лодок не является абсолютной. Несмотря на высокое качество американских стратегических субмарин, они остаются уязвимыми. В то время как ракеты в шахтах невозможно вывести из строя незаметным превентивным ударом. Ещё одним аргументом в пользу ракет сухопутного базирования служит то, что если Россия (или Китай) решит нанести обезоруживающий удар первой, ей придётся нацеливать на каждую шахту по несколько боеголовок, чтобы гарантированно вывести из строя американский арсенал. Таким образом, шахтные ракеты играют роль своеобразной "губки" — они оттягивают на себя большую часть ядерных боеприпасов противника, сохраняя целыми другие стратегические объекты и гражданскую инфраструктуру. В то же время критики сухопутных ракет считают, что первый удар России вообще нереален и нет нужды тратить ресурсы против этой угрозы.

Дебаты по ядерному арсеналу США в самом разгаре. Новый министр обороны США и его заместительница выразили поддержку сохранению ядерной триады. При этом часть сенаторов призывает отказаться от сухопутной составляющей. Последнее слово будет за президентом.

Рассматривается альтернативный сценарий: приостановка программы GBSD и сокращение числа "Minuteman III" на боевом дежурстве. Оставшиеся ракеты "Minuteman III" предполагается поддерживать запчастями, снятыми с неразвёрнутых и списанных. При этом предполагается активизировать переговоры о взаимном сокращении носителей и боеголовок с Россией.

Ситуация с ядерным арсеналом усложняется идущей дискуссией, как его применять. И в этой дискуссии, как ни парадоксально, значительная роль отведена России. С одной стороны, заявляется, что единственная цель ядерного оружия — это сдерживание ядерного нападения противников. При этом недавно на вооружение была принята боеголовка малой мощности "W76-2" для ракет "UGM-133A Trident II" (американская МБР, запускаемая с подводных лодок).

Идут работы над свободнопадающей бомбой "B61-12". Данные боеприпасы скорее подходят для применения в условиях локальных боевых действий, а не в глобальной ядерной войне.

В настоящий момент американский ядерный арсенал не уступает российскому. Отдельно можно отметить, что у США больше ракет-носителей, чем у России. В случае необходимости США могут быстрее нарастить количество боевых блоков — достаточно просто их установить в свободные ячейки имеющихся ракет. В то же время арсенал устаревает и требует замены. Проблемы замены связаны как с финансами, так и с политикой. США потратили сотни миллиардов долларов на войны на Ближнем Востоке, откуда при Трампе начали потихоньку уходить. США потратили сотни миллиардов долларов на пособия в рамках борьбы с ковидом. Деньги на обновление ядерного щита найти оказалось куда сложнее. Чем закончится идущая в верхах дискуссия — увидим в ближайшие годы.

Алекс Кульманов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter