В Москве прощались с Михаилом Горбачёвым. На церемонию, проходившую в колонном зале Дома Союзов, пришли сотни людей. В том числе и многие известные личности: Дмитрий Медведев, Алла Пугачёва, Григорий Явлинский, Дмитрий Муратов.

Но на публичном и официальном прощании с Михаилом Горбачёвым не было, пожалуй, главного гостя. На церемонию не пришёл президент России Владимир Путин. 

Он успел попрощаться с Горбачёвым ещё 1 сентября. Для этого покойного специально подготовили в Центральной клинической больнице, одели, положили в гроб и выставили перед Путиным. Всё ради того, чтобы президент смог проститься с Горбачёвым… в одиночестве.

Одиночество становится отличительной чертой последних нескольких лет правления Владимира Путина. Конечно, вокруг него всегда крутятся люди: ФСО, прислуга, адъютанты, несколько старых знакомых, имеющих так называемый доступ к телу. Но и в громкой компании, и окружённый услужливыми, верными людьми можно легко оставаться одиноким. 

Путина уже практически ничего не связывает с обычными смертными. Да даже с его приближёнными олигархами и товарищами по работе в Петербурге. Они всё равно его прислуга, только в разной степени. Он в свою очередь цареподобен. 

Наверное, страшно жить на свете, когда по влиянию в одной стране тебе нет равных. Твоё эго раздувается до колоссальных масштабов. Искажается личность, и ты окончательно теряешь связь с миром.

И одинокое прощание с Горбачёвым в пустой комнате, и 10-секундная остановка перед россиянами в Калининграде - всё это признаки потери человеческого облика.

Президент становится нелюдим. Он один подходит к гробам (Жириновского и Горбачёва). Он больше не может остановить свой кортеж и, как раньше бывало, не спеша поговорить с простыми россиянами. Настало время, и он стал выше всех этих разговоров, траурных мероприятий и общения с людьми. 

Путин, возможно, думает, что обрёл небывалое могущество и просветление. Но на самом деле он распространил вокруг себя звенящую пустоту и холодное всемирное отчуждение.

Андрей Окунь

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены