8 марта 1944 года все балкарское население республики - 37 713 человек - было в течение 24 часов погружено в товарные вагоны и отправлено в Среднюю Азию. На сборы депортируемым выделялось полчаса, была установлена норма в 30 кг ручной клади для каждого выселяемого, и в эту норму багажа нужно было вместить и еду, и одежду, и предметы быта, семейные реликвии. В пути следования, в течении 11 дней, пожилые, больные и ослабленные люди умирали, а их близкие не имели возможность своевременно предать их прах земле. Тела умерших выгружали при остановках на железнодорожных станциях или остановках в степи, зачастую не имея времени достойно их похоронить.

По прибытии в Среднюю Азию депортированное население было рассредоточено по областям и районам группами от 1000 до 5000 человек, с целью скорейшего его уничтожения или ассимиляции. Они были лишены всех гражданских прав, а имя балкарского народа более не упоминалось в открытых государственных и иных документах. Смертность среди населения в первый год депортации была особенно высока. Это было связано с голодом, жилищной необустроенностью, тяжелыми условиями труда на шахтах, строительстве гидросооружений и как следствие высокой заболеваемостью среди населения. Ситуация усугублялась и тем, что многие семьи оказались разделены, и их члены не могли осуществлять связь в условиях спецпоселений и комендатур. Свободное перемещение спецпереселенцев было разрешено только в пределах территории поселения, и посещение родственников даже в соседнем селе было возможно только с разрешения комендатуры и только по специальному пропуску.

Прошло шесть десятилетий, но права балкарского народа не восстановлено до сих пор. В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 25.05.2004 года 707-Р, Кабардино-Балкарская Республика отнесена к территории с высокой плотностью населения и в соответствии с п.1 ст.11 закона 131-ФЗ не должна иметь межселенных территорий и должна разграничиваться между поселениями. Однако, по закону КБР 13-РЗ, все земли между населенными пунктами относятся к так называемым межселенным территориям, с неясной их территориальной подчиненностью, а п.8 ст.1 и п.2 ст.6 Закона КБР 12-РЗ узаконивает наличие межселенных территорий в республике.

Отторжение от сельских муниципальных образований прилегающих территорий, исторически сложившихся земель, земель общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационных земель (п.3 ст.11 Закона 131) лишает местные органы власти прав владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а жителей населенных пунктов Балкарии – пастбищ и сенокосных угодий, то есть единственного источника их существования и жизнедеятельности. Балкарцы, таким образом, до сих пор ущемляются в своих конституционных правах и обречены на вымирание.

ИА "За права человека".